Понятие и особенности отцовской власти в римской семье. Изначально римская семья характеризовалась особыми патриархальными отношениями между ее членами, основанными на власти и подчинении.
Во главе семьи стоял домовладыка, так называемый отец семейства (paterfamilias), который обладал полной властью над всеми остальными членами семьи.
В юридическом смысле только домовладыка был persona sui iuris, т.е. самостоятельной личностью, обладающей правоспособностью. Его власть носила имя потестарной, или отцовской (patria potestas), хотя он мог и не иметь детей. Как писал Ульпиан, этим словом мы подчеркиваем не столько лицо, сколько его право (D. 50.16.195.2).
Все остальные члены римской семьи находились в подчиненном состоянии (рersona aliena juris) и не были самостоятельными лицами с правовой точки зрения, т.е. правоспособности в сфере частного права не имели. Даже вступая в имущественные правоотношения, они устанавливали права не для себя, а для paterfamilias.
В древнейшую эпоху римского права домовладыка имел практически ничем не ограниченную, полную власть над всеми членами семьи, включая жену, детей, внуков, правнуков, жен сыновей и т.д. Так, в архаический период жена и дети, а не только рабы, включались в dominium; домовладыка осуществлял в отношении членов своей семьи те же права, что и в отношении собственности. Ему принадлежало право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он также полностью обладал имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению.
С течением времени обычаи и общественное мнение значительно повлияли на то, что стали формироваться нормы римского права, которые ограничивали возможный произвол домовладыки. Так, например, Ромул запретил лишать жизни новорожденных, убийство ребенка стало квалифицироваться как убийство; было запрещено продавать детей в рабство. Лишение сыновей наследства при отсутствии серьезных причин расценивалось как furor (безумие), и магистраты и суд восстанавливали в правах наследников, несправедливо лишенных наследства.
Изменения затронули и сферу гражданского права. Так, потребности развивавшегося экономического оборота потребовали установления соразмерности ответственности сторон сделки, поскольку никто не хотел вступать в отношения с подвластным лицом, не имеющим своего имущества. Поэтому юристы стали постепенно признавать ответственность самих подвластных по заключенным ими в интересах paterfamilias сделкам, а претор установил дополнительную ответственность paterfamilias по тем же сделкам.
Также расширялась имущественная самостоятельность сыновей. Отцы стали выделять сыновьям имущество — пекулий (peculium), который продолжал оставаться в собственности paterfamilias. Затем появился военный пекулий (военная добыча, жалованье, подарки), который сын получал на военной службе, и который стал закрепляться в его собственности.
Затем подвластные стали иметь возможность получать имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования. В праве Юстиниана paterfamilias сохранял лишь очень ограниченные права на имущество детей.
Основания установления paterfamilias:
- рождение в законном браке;
- усыновление чужих детей, которое совершалось в двух формах: властью народа (adrogatio), или по приказу высшего сановника, например, претора (adoptio);
- узаконение — касалось своих незаконнорожденных детей.
Основания прекращение власти домовладыки (paterfamilias):
- смерть домовладыки или подвластного лица;
- воля самого домовладыки, например, посредством совершения эмансипации (emancipation), которая совершалась путем фиктивной троекратной манципации подвластного и прекращала власть paterfamilias;
- утрата или умаление правоспособности домовладыки;
- утрата римского гражданства как paterfamilias, так и подвластным лицом;
- приобретение сыном некоторых почетных званий, например, жреца (flamen Dialis);
- в позднейшее императорское время сын, ставший консулом или презесом провинции, получил право эманципировать или усыновлять (путем адопции) самого себя, т.е. своими собственными действиями мог выйти из-под отеческой власти (D.2.7.3);
- приобретение дочерью звания весталки.
Сыновья, освободившись от власти отца, сами становились домовладыками в своих семьях; над вдовой (теперь — persona sui juris) учреждалась опека сыновей.
Таким образом, первоначально римская патриархальная семья основывалась на неограниченной власти домовладыки над всеми членами семьи. Однако с развитием гражданского оборота и усилением родства по крови происходит ослабление власти paterfamilias.