Нормативно-правовой акт — это официальный письменный документ, принятый уполномоченным органом в установленной форме и в пределах его компетенции, который направлен на установление, изменение или отмену правовых отношений.
Из данного определения вытекают признаки нормативно-правового акта, которые характеризуют его сущность.
Основные признаки нормативно-правового акта:
1) имеет официальный, государственно-властный характер, так как исходит от государства и обеспечивается силой его принуждения;
2) имеет письменную форму выражения. Нормативно-правовой акт — это всегда документ письменного содержания, который, к тому же, должен быть опубликован. Не может быть НПА в устной форме (в отличие, например, от приказов), а также неопубликованных НПА.
3) исходит от компетентных органов, уполномоченных на их принятие (издание) в установленной процедуре. Органы или должностные лица должны быть наделены правом издания или принятия НПА (например, Президент РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ и т.д.);
4) имеет установленную форму: закон, постановление, указ, распоряжение и т.д.;
6) обладает свойством нормативности, т.к. содержит нормы права, которые характеризуются, в свою очередь:
- неоднократностью применения (действуют постоянно, после однократного применения не теряют силу);
- обязательны для неопределенного круга лиц (неперсонифицированы, не адресованы конкретным субъектам);
- направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, нормативно-правовой акт регулирует возникшие (новые) отношения, либо изменяет или прекращает существующие правовые отношения.
Таким образом, нормативно-правовой акт — это предписание общего значения, которое распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений. Этим он отличается от индивидуального правового акта.
Например, Положение о премировании работников «Сургутнефтегаз», утвержденное генеральным директором — это локальный нормативно-правовой акт, а Приказ генерального директора о премировании работника «Сургутнефтегаз» Иванова Андрея Андреевича в размере 5 000 руб. — это индивидуально-правовой акт
Классификация нормативно-правовых актов — это распределение их по группам в зависимости от выбранного критерия.
В настоящее время существует большое количество предложенных учеными видов классификации нормативно-правовых актов:
- По юридической силе НПА классифицируются на:
- законы (федеральные конституционные, федеральные, субъектов и т.д.);
- подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения и т.д.);
- По видам НПА классифицируются на:
- законодательные и подзаконные акты;
- публичные договоры (внутренние и международные).
- По территории действия:
- общефедеральные акты, действующие на всей территории РФ (например, Конституция, Закон о полиции и др.);
- региональные, т.е. акты субъектов Федерации (конституции республик, уставы иных субъектов Федерации, законы субъектов Федерации и др.),
- муниципальные или местные акты, действующие на территории отдельного муниципального образования.
- По действию во времени:
- постоянно действующие (конкретный срок действия их не определен, например, Конституция РФ);
- временно действующие (принимаются на какой-то срок, например, указ Президента РФ «О чрезвычайном положении»);
- По объему и характеру действия;
- акты общего действия — распространяются на всю территорию государства;
- акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный круг лиц;
- акты исключительного действия — реализуются при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий).
- По содержанию (предмету правового регулирования):
- объекты материального мира (земля, недвижимость, валютные ценности и т.п.);
- области человеческой деятельности (предпринимательство, здравоохранение и т.д.);
- функции власти или сферы управления (бюджет, оборона страны, таможенный режим и т.п.).
- По субъектам, их издающим:
- акты законодательной власти (законы);
- акты исполнительной власти (подзаконные акты);
- акты судебной власти (например, решения Конституционного Суда Российской Федерации).
- По степени систематизации:
- кодифицированные (рассчитаны на длительность применения, упорядочивают структурно и системно, например, Уголовный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс РФ и др.)
- акты текущего законодательства (некодифицированные).
- По отраслям права: акты конституционного, гражданского, уголовного, административного и др. законодательства.