Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, классификация

Нормативно-правовой акт — это официальный письменный документ, принятый уполномоченным органом в установленной форме и в пределах его компетенции, который направлен на установление, изменение или отмену правовых отношений.

Из данного определения вытекают признаки нормативно-правового акта, которые характеризуют его сущность.

Основные признаки нормативно-правового акта:

1) имеет официальный, государственно-властный характер, так как исходит от государства и обеспечивается силой его принуждения;

2) имеет письменную форму выражения. Нормативно-правовой акт — это всегда документ письменного содержания, который, к тому же, должен быть опубликован. Не может быть НПА в устной форме (в отличие, например, от приказов), а также неопубликованных НПА.

3) исходит от компетентных органов, уполномоченных на их принятие (издание) в установленной процедуре. Органы или должностные лица должны быть наделены правом издания или принятия НПА (например, Президент РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ и т.д.);

4) имеет установленную форму: закон, постановление, указ, распоряжение и т.д.;

6) обладает свойством нормативности, т.к. содержит нормы права, которые характеризуются, в свою очередь:

  • неоднократностью применения (действуют постоянно, после однократного применения не теряют силу);
  • обязательны для неопределенного круга лиц (неперсонифицированы, не адресованы конкретным субъектам);
  • направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, нормативно-правовой акт регулирует возникшие (новые) отношения, либо изменяет или прекращает существующие правовые отношения.

Таким образом, нормативно-правовой акт — это предписание общего значения, которое распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений. Этим он отличается от индивидуального правового акта.

Например, Положение о премировании работников «Сургутнефтегаз», утвержденное генеральным директором — это локальный нормативно-правовой акт, а Приказ генерального директора о премировании работника «Сургутнефтегаз» Иванова Андрея Андреевича в размере 5 000 руб. — это индивидуально-правовой акт

Классификация нормативно-правовых актов — это распределение их по группам в зависимости от выбранного критерия.

В настоящее время существует большое количество предложенных учеными видов классификации нормативно-правовых актов:

  1. По юридической силе НПА классифицируются на:
  • законы (федеральные конституционные, федеральные, субъектов и т.д.);
  • подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения и т.д.);
  1. По видам НПА классифицируются на:
  • законодательные и подзаконные акты;
  • публичные договоры (внутренние и международные).
  1. По территории действия:
  •  общефедеральные акты, действующие на всей территории РФ (например, Конституция, Закон о полиции и др.);
  •  региональные, т.е. акты субъектов Федерации (конституции республик, уставы иных субъектов Федерации, законы субъектов Федерации и др.),
  •  муниципальные или местные акты, действующие на территории отдельного муниципального образования.
  1. По действию во времени:
  • постоянно действующие (конкретный срок действия их не определен, например, Конституция РФ);
  • временно действующие (принимаются на какой-то срок, например, указ Президента РФ «О чрезвычайном положении»);
  1. По объему и характеру действия;
  • акты общего действия — распространяются на всю территорию государства;
  • акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный круг лиц;
  • акты исключительного действия — реализуются при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий).
  1. По содержанию (предмету правового регулирования):
  • объекты материального мира (земля, недвижимость, валютные ценности и т.п.);
  • области человеческой деятельности (предпринимательство, здравоохранение и т.д.);
  • функции власти или сферы управления (бюджет, оборона страны, таможенный режим и т.п.).
  1. По субъектам, их издающим:
  • акты законодательной власти (законы);
  • акты исполнительной власти (подзаконные акты);
  • акты судебной власти (например, решения Конституционного Суда Российской Федерации).
  1. По степени систематизации:
  • кодифицированные (рассчитаны на длительность применения, упорядочивают структурно и системно, например, Уголовный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс РФ и др.)
  • акты текущего законодательства (некодифицированные).
  1. По отраслям права: акты конституционного, гражданского, уголовного, административного и др. законодательства.