Мусульманское право

мусульманское правоПонятие и основные источники мусульманского права

 Мусульманское право («ал-фикх») — это социальные (нравственные и правовые) установки, которые основываются на религиозных установлениях и предписаниях ислама, содержащиеся в определенных источниках (фикхи).

Таким образом, первое, что надо уяснить в изучении мусульманского права — оно связано с исламом — одной из основных и самых молодых религий в мире.

Второе — нравственные и религиозные нормы мусульманского права содержатся в 4 основных источниках (фикхи):

  • Коран;
  • Сунна;
  • Иджма
  • Кияс.
  1. Коран (араб. куран, букв. — чтение) — Священное Писание, высший закон для всех мусульман. По своей сути Коран является Божественным Откровением, которое Аллах ниспослал пророку Мухаммеду в VII веке н.э., а через него адресованное всему человечеству.

По своей структуре Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых разделена на стихи (всего их 6219). Текст Корана написан рифмованной прозой и достаточно легко читается.

В Коране содержатся положения нравственного, духовного содержания, но и юридического свойства, однако они четко не разделены. Можно сказать, что в данном источнике в виде проповедей, притч, молитв, назидательных рассказов, обрядовых и юридических установлений содержатся общие принципы, ориентиры, как конкретный верующий должен жить в мирской жизни, например, проповедуются сострадание к ближнему, честность в коммерческих делах, неподкупность суда и др.

Коран в настоящее время официально является Конституцией государства в Саудовской Аравии. В ряде мусульманских государств, стоящих на принципах исламского фундаментализма (Иран, Судан, Афганистан), Коран рассматривается как важнейший нормативно-правовой акт, имеющий силу закона.

  1. Сунна (Сунна Пророка) — это мусульманское священное писание нравственно-юридического характера, в котором в виде преданий (хадисов) рассказывается о жизни пророка Мухаммеда. Изложение представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями Пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Сунна служит дополнением Корана — если какая-либо ситуация им не урегулирована, то применяются положения Сунны.
  2. Иджма (консенсус) — это комментарии, единодушно принятые и составленные его толкователями — крупными мусульманскими учеными, которыми восполняются пробелы, содержащиеся в религиозных источниках — Коране и Сунне. В иджме дается окончательное толкование ислама.

Иджма основывается на двух адатах (обычаях):

  • «мое общество никогда не примет ошибочного решения»;
  • «то, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха».
  1. Кияс — это рассуждение по аналогии, толкование религиозных норм. В отличие от иджма кияс приобретает силу закона только в случае признания высшим мусульманским духовенством. Правом толкования определенных норм применительно к конкретному случаю обладает муфтий.

Важно отметить, что кияс не создает новых общеобязательных норм; при помощи суждения по аналогии находят решение применительно к данному частному случаю.

Таким образом, из четырех основных источников мусульманского права первые два источника — Кора и Сунна — имеют религиозное происхождение, это божественные откровения, которые священны для мусульман, и в своей совокупности они образуют шариат.

Шариат [от араб. — прямой (т.е. правильный) путь] — универсальная нормативная система, которая часто отождествляется с самим понятием «мусульманское право», но последнее, безусловно, гораздо шире.

Нормы шариата направлены на защиту основных пяти ценностей — религия, жизнь, разум, продолжение рода и собственность.

Остальные два источника мусульманского права — Иджма и Кияс — это доктринальные толкования первых двух божественных источников. Следует отметить, что юридическая доктрина и по сей день имеет важное значение в развитии мусульманской правовой системы. Мусульманские правоведы (муджтахиды) и кадии (судьи) продолжают толковать нормы шариата, приближая их к реалиям жизни, тем более, один из принципов мусульманского правоведения гласит: «…не запрещается изменение нормы с изменением времени».

Еще одним источником мусульманского права, который имеет большое значение в этой правовой системе, является обычай. Значение обычая настолько велико, что в ряде случаев допускается отступление от предписаний Корана и Сунны.

Сущность и содержание мусульманского права

Для мусульманского права характерные такие черты, как:

  • религиозность;
  • архаичный характер ряда институтов;
  • казуистичность;
  • отсутствие систематизации.

Однако мусульманское право продолжает быть одной из крупнейших правовых систем современного мира, благодаря своей гибкости, способной адаптироваться в самых различных типах общественного устройства.

В мусульманском праве отсутствует четкое деление на публичное и частное право. Хотя выделяются нормы, регулирующие публично-правовые отношения (конституционный порядок, уголовное право, международные отношения, права человека) и частноправовые отношения, регулирующие так называемый «личный статут» (правоспособность, семейное, наследственное право и др.). Но разграничение между данными отраслями нечеткое, отрасли взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

В мусульманском праве получили закрепление многие естественные права человека:

  • право на жизнь;
  • право на свободу вероисповедания;
  • право на собственность;
  • право на создание семьи;
  • право на свободу мысли;
  • право на образование и др.

Шариат провозглашает идею справедливости, которая должна присутствовать как в межличностных отношениях, так и при разрешении любых споров:

«Воистину, велит Аллах творить справедливость» (16: 90).

«Воистину, велит Всевышний судить по справедливости, когда разбираете вы тяжбы» (4: 58).

Продолжением принципом справедливости является идея равенства, поскольку исламу чужды какие-либо формальные различия между людьми, исходя из социальных, имущественных, этнических и иных признаков.

Например, один из хадисов гласит: «Люди равны, как зубья у гребня».

Мусульманское право предоставляет человеку достаточно широкую свободу действий, закрепляя принцип: «Дозволено все, если иное не предусмотрено Кораном или Сунной».

С позиции шариата все человеческие действия подразделяются на разрешенные (халал) и запрещенные (харам).

При этом, всего выделяется 5 категорий поступков:

  • обязательные (фард) — касаются соблюдения обрядовых установлений, либо возложены на человека мусульманской общиной (уммой);
  • желательные (мандуб) — которые надлежит исполнять мусульманину, и за которые его ждет вознаграждение в следующей жизни, неисполнение этих поступков не наказывается;
  • дозволенные (джаиз) — разрешены, но не влекут ни поощрения, ни порицания;
  • недостойные (макрух) — неприемлемые, но и ненаказуемые ни в этой, ни в той жизни;
  • запретные (махзур) — поступки и даже мысли, за которые человека ждет наказание при жизни и после смерти.

Таким образом, все мусульманское право проникнуто религиозностью, основанной на правилах шариата.

Ярким примером является уголовное право, хотя и кодифицированное в большинстве мусульманских стран, и которое направлено на защиту пяти главных для мусульманина категорий: души, религии, разума, имущества и чести.

Так, убийство — это преступление против души, вероотступничество от ислама («ридда») — подрывает религию, употребление опьяняющих напитков разрушает разум, воровство — покушение на имущество, прелюбодеяние — покушение на честь и продолжение рода.

Таким образом, мусульманская уголовно-правовая теория рассматривает «преступление» и «грех» как тождественные понятия. Совершая преступление, мусульманин, в первую очередь, нарушает религиозные заповеди, не зря Коран называют «руководством для богобоязненных».

Особенности распространения мусульманского права в мире

В настоящее время на Земле проживает около 1,6 млрд мусульман — людей, которые соблюдают не только законы своей страны, но и нормы шариата, поэтому ислам представляет собой огромную правовую систему и имеет приверженцев по всему миру.

Однако в «чистом виде» мусульманское право практически не сохранилось ни в одной стране, поскольку все большее применение имеет обычай или заимствованное и кодифицированное законодательство из романо-германской или общей правовой семьи, и тем не менее, авторитет шариата остается бесспорным.

В XX в. правовые системы многих государств, население которых исповедует ислам, традиционно придерживавшихся принципов и норм мусульманского права, испытали значительное влияние правовых концепций и правовых норм тех стран, в чьем колониальном владении они находились.

Так, влияние французского права заметно оказало влияние на формирование современного права стран Северной Африки, Британская Индия переняла многое из английского общего права.

Мусульманское право не является единым законом для всего исламского мира. Исламские государства отличаются не только правовыми традициями, обычаями, но и правовыми системами, основанными на шариате.

По масштабу распространения норм мусульманского права и степени их влияния на действующие законодательства можно выделить 3 группы государств:

  • 1 группа — мусульманское право применяется предельно широко — это Саудовская Аравия, Иран. В этих странах все принимаемые законы должны соответствовать шариату. А нормы ислама закреплены в Конституции — Саудовская Аравия, Иран, Бахрейн.
  • 2 группа — мусульманское право имеет хотя не всеобъемлющее, но широкое распространение — это Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания, Афганистан, Ливия, Пакистан, Судан. В этих странах мусульманское право продолжает регулировать отношения «личного статуса» и иногда публичные отрасли права. Например, в Афганистане, Иране и Пакистане уголовное право основано на шариате.Конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право — источник законодательства.
  • 3 группа — мусульманское право ограничено в применении в некоторых отраслях права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, в Йемене — Семейный кодекс 1974 г. провозгласил равные права женщин в семейных отношениях.

На фоне этой классификации особо выделяется Турция, где нормы мусульманского права практически перестали действовать.

Исследование мусульманского права является актуальным и для России, где доля мусульман составляет примерно 7% от всего населения. Ислам — это вторая по численности религия после христианства, которую исповедуют граждане Российской Федерации.

В России нет так называемого «политического ислама». Нормы шариата соблюдаются этническими мусульманами на бытовом уровне в виде религиозных обрядов и предписаний. В Дагестане мусульманское право приобрело статус «de facto» в жизни некоторых городских и сельских мечетных общин посредством создания шариатских судов и шариатских гвардий для борьбы с употреблением алкоголя, наркотиков, воровством, моральной распущенностью. В Чеченской Республике шариатские суды получили распространение в 1996-1997 годах XX века.

В целом, мусульманское право рассматривается не только в качестве нормативного регулятора, но и в качестве общемирового культурного явления.