Возникновение и развитие социальных норм в первобытном обществе
Первые правила человеческого поведения возникают с появлением первых социальных организаций — рода и племени в первобытном обществе. В этот период поступки людей регулировались на уровне биологического отбора, например, право на потомство имели только здоровые и сильнейшие представители племени.
По мере развития орудий труда биологическое равновесие между родом и отдельной личностью разрушалось, что требовало новых, надбиологических, социальных регуляторов отношений. Важно, что эти новые правила поведения стали касаться уже всех членов рода, а не только биологически сильнейших или слабейших.
Такие нормы поведения, как правило, выражались в запретах (табу), были выгодны для всего коллектива, поскольку помогали дисциплинировать членов общества с целью выживания всего сообщества с максимальным комфортом.
В процессе жизнедеятельности общества вырабатывались определенные правила, регулирующие отношения в социальной группе. Эти правила, ежедневно и многократно повторяясь, приводили к положительным результатам. Поэтому в дальнейшем они были приняты всеми членами общества, стали общими правилами поведения, то есть обычаями. Такие обычаи были подкреплены религиозно-мифологическим коллективным сознанием.
В дальнейшем люди стали понимать, какие из этих обычаев являются наиболее правильными и справедливыми с точки зрения всех ее членов, что хорошо, а что плохо для рода. Тем самым, стали выделяться зачатки моральных норм.
Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени был сформирован феномен социальной нормы, условиями формирования которой стали биологические, производственные, экономические, религиозно-обрядовые и другие предпосылки.
Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе
Такие сформировавшиеся в процессе исторического развития социальные нормы, регулирующие поведение людей в первобытном обществе, получили название «мононорм». Этот термин ввел в оборот русский историк — этнограф А.И. Першиц.
Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.
Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.
Основные признаки мононорм:
- регулируют поведение людей в первобытных обществах;
- имеют естественное происхождение (не навязаны кем-то сверху, помимо воли членов сообщества);
- синкретичны, т.е. слитны, нераздельны. Обычно в правовой литературе отмечается, что мононормы сочетают в себе нормы религии, морали и права в едином, нерасчлененном составе. Однако, нужно понимать, что ни религии, ни морали, ни тем более, права в те времена не существовало (иначе зачем их было объединять в мононорме). Поэтому в мононорме содержались лишь зачаточные элементы этих социальных регуляторов, которые, как самостоятельные явления, выделятся позднее;
- не имели обязательного или дозволительного характера, т.е. не были обязанностями и правами в чистом виде, поскольку были выражением естественных правил поведения в человеческом общежитии;
- исполнялись добровольно, не требовали какого-либо принуждения;
- их содержание различалось в каждой общине (роде, племени). У каждого объединения в первобытном обществе были свои уникальные правила поведения. С данным признаком связано явление тотемизма, суть которого заключалась в том, что родоначальником любого племени (рода) является некое животное или растение (тотем), редко — неодушевленный предмет. Община носит его имя и выступает вовне не только как социальная общность, но и как явление природы;
- выражались преимущественно в виде запретов (табу), нарушение которых наказывалось сверхъестественными силами. З. Фрейд считал, что табу – это самый древний неписаный законодательный кодекс человечества. Исторически самое первое табу — это запрет инцеста;
- предусматривали специфические санкции – нарушитель запретов подвергался общественному порицанию. За серьезные нарушения лицо могло быть подвергнуто остракизму – изгнанию из племени, что в те время фактически означало смерть, поскольку человек в одиночку выжить не мог. Отсюда пошло выражение «без рода и племени», т.е. человек совсем один, без близких и чьей-либо поддержки.
Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.
Основные функции мононорм:
- освобождение первобытного человека от страха перед явлениями природы и другими людьми;
- стабилизация отношений в первобытном обществе;
- воспроизводство как биологического вида;
- распределение пищи и т.д.
Способы регулирования и содержание мононорм
Хотя, как указывалось выше, мононормы имели синкретический, нераздельный характер, однако, уже в первобытных обществах обозначилась их внутренняя структура в виде запретов, дозволений, позитивных обязываний.
Поведение первобытных людей регулировалось по определенной формуле: «нельзя-можно-должно»:
- «нельзя» — это запреты и табу;
- «можно» — это зачатки моральных правил;
- «должно» — обычаи, традиции, зачатки права.
Содержание мононорм:
1. Мононормами разрешалось — «можно»:
- охотиться и собирать плоды на отведенных территориях;
- раздавать для раздачи членам сообщества и в дар членам других сообществ крупных животных;
- раздавать сами туши в установленном порядке;
- участвовать в коллективных акциях общественного порицания.
2. Монормами запрещалось — «нельзя»:
- нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми;
- убийство; травмы; каннибализм;
- колдовство;
- похищение женщин и детей;
- несанкционированное использование оружия на стоянке;
- кража;
- нарушение правил брачного союза, в том числе равноправия между общинами при обмене женщин на брак;
- систематическая ложь;
- нарушение супружеской верности и др.
3. Мононормами было дозволено — «должно»: позитивное обязательство было направлено на:
- организацию необходимого поведения в процессах приготовления пищи,
- строительство жилья,
- разжигание костров и поддержание огня,
- производство оружия,
- изготовление средств передвижения (например, лодок).
Формы выражения мононорм
Первые социальные нормы нашли свое выражение в мифологии, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и других формах. В связи с чем эти общества часто называются традиционными обществами.
Мифы — это представления людей о происхождении всего сущего на земле (людях, явлениях природы, богах и т.д).
Обычай — традиционно установленная процедура поведения, основанная на привычке и относящаяся к коллективным формам действий.
Традиция — все, что унаследовано от предшественников. Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды и т.д. рассматриваются как традиция.
Ритуал — набор стилизованных и тщательно подготовленных жестов, слов действий, которые выражают некоторые религиозные представления или бытовые традиции. Ритуал имеет символическое значение. Он призван инсценировать какое-либо событие (например, проведение ритуала для вызова дождя).
Обряды сопровождают важные моменты жизни человека от рождения до смерти.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на любое действие, слово, предмет. Он регламентировал важнейшие стороны жизни человека: обеспечивал соблюдение брачных норм, защищал от связанных с ним опасностей, в частности, существовал запрет прикосновения к трупу.