Толкование — это деятельность уполномоченных субъектов, результатом которой являются уяснение и разъяснение нормативного правового смысла каких-либо положений.
Толкование Конституции — это выявление высшего, итогового смысла конституционно-правовых норм, вносящее ясность и исключающее искажение, двусмысленность, неоднозначность этих норм.
Официальное толкование Конституции РФ осуществляется только Конституционным Судом РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ).
Процесс толкования Конституции РФ имеет строго установленную процедуру. Конституционный Суд РФ по своей инициативе не может осуществлять толкование норм Конституции РФ. Право инициировать данный процесс предоставлено Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, органам законодательной власти субъектов РФ.
Причина обращения в Конституционный Суд РФ — это выявившаяся неопределенность каких-либо положений Конституции РФ вследствие недостаточной полноты формулировок, внутренней противоречивости терминов и т.д.
Конституционный Суд РФ, применяя разнообразные научные методы, авторитетные концепции, доктрины, изначально должен правильно уяснить смысл этих норм права для себя, а затем дать их понятное разъяснение.
В науке конституционного права сложились две концепции толкования Конституции: субъективная (статистическая) и объективная (динамическая).
Сторонники субъективной концепции толкования (Е.А. Лукьянова) считают, что Конституционный Суд должен объяснить и уточнить только волю законодателя, заложенную в правовой норме. По их мнению, институт толкования призван противодействовать любым попыткам противопоставления буквы и духа закона, что является скрытой формой изменения закона.
Сторонники объективной (динамической) концепции (С.А. Авакьян, Н.В. Витрук) считают, что Конституционный Суд, помимо разъяснения смысла нормы текста, вносит позиции, являющиеся нормативным дополнением к конституционной норме как по сути, так и по форме. То есть излагает собственную правовую позицию, тем самым, формулируя новые положения, которые имеют юридическую силу, равную юридической силе Конституции.
По закону, толкование конституционных норм дается по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию на заседании Конституционного Суда РФ, а решение принимается большинством не менее 2/3 от числа действующих судей (ст. 72 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Акт толкования норм Конституции РФ оформляется в виде постановления, которое является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно.
Таким образом, официальное толкование Конституции РФ, полученное в процессе осуществления своих полномочий Конституционным Судом РФ, представляет собой официальное и обязательное интерпретирование норм для органов всех ветвей власти как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном уровне, на всей территории Российской Федерации.
Однако, проблема правовых последствий конституционно-правового толкования тесно пересекается с поставленной в науке проблемой правовых позиций судебных органов, природа которых уже долго остается недостаточно определенной и спорной.