Конституционный Суд РФ — это высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации. Как орган судебной власти Конституционный Суд РФ осуществляет свою власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства.
Цели и задачи, стоящие перед Конституционным Судом РФ:
- защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека,
- обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Состав Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя (до внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 г. было 19 судей).
Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность в том же порядке, но срок их полномочий ограничен — 6 лет. Они могут быть назначены на должность на новый срок.
Обратим внимание, что в соответствии с поправками к Конституции РФ в 2020 г., Председатель Конституционного суда и его заместители могут избираться не из состава судей Конституционного Суда РФ, например, это могут быть просто политики.
Полномочия Конституционного Суда РФ:
- разрешает дела о соответствии Конституции РФ различных нормативно-правовых актов, включая не вступившие в силу международные договоры по запросу уполномоченных субъектов (п. 1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»);
- разрешает споры о компетенции между органами государственной власти по ходатайству Президента РФ или любого из участвующих в споре органа (п. 2 ч. 1 ст. 3);
- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты (п. 3 ч. 1 ст. 3);
- проверяет конституционность различных нормативно-правовых актов, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле, по запросам судов (п. 3.1 ч. 1 ст. 3);
- разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ по запросам Президента РФ, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ (п. 3.2. ч. 1 ст. 3);
- разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации по запросам Президента РФ, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ (п. 3.3. ч. 1 ст. 3);
- дает толкование Конституции РФ по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 3);
- дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления по запросу Совета Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 3);
- проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум РФ по запросам Президента РФ, Верховного Суда РФ (п. 5.1. ч. 1 ст. 3);
- проверяет конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов по запросу Президента РФ (п. 5.2. ч. 1 ст. 3);
- выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ч. 6 ст. 3);
- осуществляет иные полномочия (п. 7 ч. 1 ст. 3).