Во всем мире демократия признана наилучшей формой политической организации государства и общества. Но наука и практика постоянно находятся в попытке понять и разработать условия, способствующие народовластию, а также исследовать те практические выгоды, которые приносит установление демократии в отдельных государствах и во всем мире.
В одних случаях используются все более сложные статистические и межнациональные исследования. В других — рассматриваются ощутимые преимущества демократии на национальном и международном уровнях, включая более эффективное и справедливое экономическое развитие, как основу для долгосрочного внутригосударственного и межгосударственного мира, защиту прав населения и большие гарантии безопасности человека.
Однако применявшиеся на практике различные классификации, порядковые шкалы, объективные и гибридные показатели, данные опросов, использованные для определения показателей демократии, стремились установить прямую связь с концептуальным определением демократии, которое, как правило, рассматривалось в узком смысле. Попытки выработки универсальных критериев оценки демократии были абстрактны, и не учитывали культурные особенности различных стран.
Недостатки применения различных стратегий измерения демократии привели к созданию методики так называемого Индекса демократии (Democracy Index) для оценки качества демократии и определения вида политического режима в различных странах.
Индексы GSoD основаны на 116 отдельных показателях, разработанных с использованием различных типов источников: экспертных опросов, стандартизированного кодирования исследовательскими группами и аналитиками, данных наблюдений и комплексных показателей.
Демократия рассматривается как контроль населения над принятием государственных решений и лицами, принимающими решения, а также равенства граждан при осуществлении этого контроля. Эти принципы были переведены в 5 основных атрибутов демократии, которые в общей сложности охватывают 16 субатрибутов:
- Представительное правление:
- чистые выборы;
- инклюзивное избирательное право;
- свободные политические партии;
- избранное правительство.
- Основные права:
А) Доступ к правосудию.
Б) Гражданские свободы:
- свобода выражения мнений;
- свобода ассоциаций и собраний;
- свобода вероисповедания;
- свобода передвижения;
- личная неприкосновенность и безопасность.
В) Социальные право и равенство:
- равенство социальных групп;
- базовое социальное обеспечение;
- свобода передвижения;
- личная неприкосновенность и безопасность;
- гендерное равенство.
- Контроль правительства:
- эффективно действующий парламент;
- независимость судебной власти;
- независимые СМИ.
- Беспристрастное управление:
- отсутствие коррупции;
- предсказуемое правоприменение.
- Избирательный процесс:
- участие гражданского общество;
- участие в выборах;
- прямая демократия;
- местная демократия.
Исходя из оценки данных критериев, ежегодно формируется список стран с определением индекса демократии, что показывает, насколько в государстве сильны/слабы демократические начала. На первом месте в рейтинге самых демократичных стран традиционно располагаются Скандинавские страны. Например, в 2020 г. 1 место заняла Норвегия с индексом демократии 9,87; 2 место – Исландия (9,58); 3 место – Швеция (9,39); 5 – Финляндия (9,25); 7 – Дания (9,22).
Российская Федерация в 2020 году в рейтинге стран по индексу демократии заняла лишь 134 место, наряду с такими странами, как Конго, Вьетнам, Оман и т.д. Политический режим в России был определен как гибридный, однако, исходя из рассчитанного индекса демократии в России — 3,11, он более соответствует авторитарному режиму правления, при котором считается, что политический плюрализм исчез или является крайне ограниченным.
Из всех изложенных выше 16 субатрибутов только один – «инклюзивное избирательное право» был оценен в России как достаточно эффективный. Основные гражданские права, доступ к правосудию, чистота выборов, контролируемое правительство, участие гражданского общества – были определены как удовлетворительные. Все остальные параметры, а это — независимость судебной власти, наличие оппозиционных партий, эффективно действующий парламент, наличие коррупции, местная и прямая демократия, независимые СМИ, предсказуемое правоприменение и др., были охарактеризованы как крайне недемократичные.
Несмотря на то, что определение индекса демократии подвергалось критике вследствие отсутствия прозрачности в методике подсчета числовых показателей, тем не менее, разработанные основные и вспомогательные атрибуты оценки демократии, можно признать продуманными и отражающими основные характеристики демократии в странах.