Испокон веков деятельность лиц, облеченных государственной властью, находилась под особой охраной, в том числе, и уголовно-правовыми методами. Например, в Судебнике 1550 г. была установлена привилегированная охрана чести и достоинства государственных служащих, отнесенных к высшему разряду управленческого аппарата, т.е. дворцовых и палатных дьяков. Интересен и особый порядок компенсации бесчестья: «что царь и великий князь укажет».
В настоящее время состав преступления за оскорбление представителя власти сформулирован в ст. 319 УК РФ предельно лаконично: «Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением».
Реального срока уголовного наказания за оскорбление представителя власти не предусмотрено, но можно получить штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года.
Несмотря на краткость диспозиции ст. 319 УК РФ, установление всех признаков состава преступления за оскорбление представителя власти, является достаточно сложным, поскольку многие понятия являются оценочными категориями, зачастую граничащими с моральными нормами, соответственно представление о них носит крайне субъективный характер.
Отметим, что за оскорбление обычного человека уголовной ответственности в настоящее время не установлено. Законодатель полагает, что для этого достаточно административной ответственности (ст. 5.61 КоАП РФ); уголовный состав простого оскорбления декриминализован (ст. 130 УК РФ).
Предполагается, что оскорбление представителя власти и общественно, и социально опасно – нарушается установленный государственный порядок управления, который поддерживают и обеспечивают, в т.ч. представители власти. Унижая достоинство представителей власти, подрывается авторитет органов власти в целом, что может привести к беспорядкам, анархии и т.д.
Поэтому в данном случае честь и достоинство представителя власти – это не только его личное достоинство как человека, это достоинство конкретного носителя государственной власти.
Объективные признаки оскорбления представителя власти (ст. 319 УК РФ)
Родовой объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок управления.
Непосредственный объект преступления является дуалистическим, состоящим из двух объектов – основного и дополнительного – это нормальная законная деятельность органов государственной и местного самоуправления и честь, достоинство и (или репутация представителя власти).
К необходимым объективным признакам состава преступления по ст. 319 УК РФ необходимо отнести следующие:
- преступление совершается в отношении представителя власти;
- преступление совершается по поводу исполнения им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением;
- преступление совершается публично;
- преступление совершается путем оскорбления, а именно:
- действий, направленных на унижение чести, достоинства и репутации представителя власти,
- выраженных в неприличной, т.е. противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали форме.
1. Преступление совершается в отношении представителя власти. Потерпевшим по данному составу преступления может быть исключительно представитель власти, которому придается основное значение.
В соответствии с примечанием к статье 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Статус правоохранительной службы в настоящее время является неопределенным, т.к. данный вид службы исключен из видов государственной службы, а отдельный закон по этому поводу не принят. На практике к должностным лицам правоохранительных органов относятся сотрудники прокуратуры, полиции, Следственного комитета, ФСИН, Росгвардии и т.д.
К контролирующим органам и иным должностным лицам, наделенным распорядительными полномочиями, относятся различные органы исполнительной власти, которые правомочны осуществлять проверки, ревизии и т.д. (ГИБДД, Роспотребнадзор, Санэпиднадзор и др.).
2. Преступление совершается по поводу исполнения должностных обязанностей или в связи с их исполнением представителем власти.
Данный признак свидетельствует, что виновный оскорбляет должностное лицо при непосредственном исполнении им своих служебных обязанностей, либо не в момент, но в связи с данной деятельностью.
3. Публичное совершение действий – это оскорбление представителя власти в присутствии третьих лиц (виновный должен это осознавать).
Это может происходить в закрытых помещениях (учреждениях, кабинетах, квартирах, домах, камерах и т.д.) или открытых пространствах (на улице, площадях, стадионах, иных общественных местах). Достаточно присутствие хотя бы одного постороннего лица, чтобы признать совершение данного преступления публично.
Публичность может выражаться через использование средств массовой информации, Интернета и т.д. Признаком публичности обладают всевозможные листовки, обращения, вывешиваемые в доступных для чтения местах.
В юридической литературе является дискуссионным вопрос о том, можно ли оскорбить представителя власти в его отсутствие? Например, унижающая честь и достоинство информация о представителе власти может быть передана его родственникам, иным близким людям, коллегам, например, с добавлением фраз: «можешь так и передать», «передай ему», «скажи» и т.п. В данном случае это является посредственным оскорблением и образует состав преступлении, предусмотренный ст. 319 УК РФ.
Выделяют и заочное оскорбление представителя власти. Например, оскорбление представителя власти через СМИ, Интернет, которое исключает обязательное присутствие представителя власти, но при наличии обязательных признаков объективной и субъективной стороны преступления квалифицируется по ст. 319 УК РФ.
4. Оскорбление. Дефиниция понятия «оскорбление» воспроизведена в КоАП РФ: «оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме…».
Честь – это определенная социальная оценка гражданина. «Честь представителя власти» – это объективная социально значимая оценка обществом морально-правовых качеств представителя власти (моральная репутация), на которые он опирается, исполняя свои служебные обязанности и в своем поведении вне службы».
Достоинство – это духовные и физические качества человека, ценные, с точки зрения потребностей общества. «Достоинство представителя власти» – это внутренняя оценка им своих личностных качеств, умений, позиционирования себя в обществе, учитывая свое должностное положение.
Унижение чести и достоинства представителя власти связано:
- с отрицательной оценкой его и как личности, и как лица, олицетворяющего собой государство и его власть;
- это открытая, целенаправленная дискредитация «государева человека» перед отдельными гражданами и обществом;
- умаление его ценности как специалиста (профессионала, лица, специально уполномоченного на совершение ряда специально определенных действий в отношении значительного круга лиц);
- лишение его авторитета представителя органов государственной власти.
К сожалению, не существует критериев, которые позволили бы точно установить унизительность обхождения с представителем власти. Это субъективное обстоятельство разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств совершенного деяния. Как справедливо отмечено, «установление унизительности этого обхождения является вопросом факта».
Оскорбление может быть осуществлено только посредством действия. Формы выражения оскорбления могут быть самыми различными:
- Устно (совершается чаще всего) – посредством выражения определенных языковых слов, например, в виде ругательств или нецензурных слов или прозвищ;
- Письменно – в виде записок, писем или рисунков неприличного содержания;
- Действиями: нанесением пощечины, забрасыванием яйцами, помидорами, грязью, обливанием краской, помоями, оплевыванием и т.д.
- Конклюдентными действиями: показывая неприличные жесты.
Некоторые ученые полагают, что оскорбление может носить пассивный характер и реализоваться, например, путем демонстративного молчания, не пожатием руки, отказом ответить на приветствие и т.д. Однако, в данном случае это не образует состав ст. 319 УК РФ, поскольку пассивное проявление неуважения виде неоказания знаков уважения не составляет наказуемого оскорбления, как бы оно не было чувствительно для потерпевшего, а нарушает нормы морали, но не права. Поэтому бездействием нельзя оскорбить представителя власти.
Неприличная форма унижения чести и достоинства. Данный признак представляет наибольшую сложность для судебной практики, поскольку включает оценочные составляющие, не имеющие однозначной характеристики.
В связи с неоднозначностью многих оценочных понятий, в большинстве случаев суды не приводят конкретных примеров слов и выражений, которыми было нанесено оскорбление, а используют такие обтекаемые формулировки, как «фразы непристойного содержания», «грубая неприличная форма», «нецензурная брань», «неприличная форма в виде нецензурной брани», «высказывания в неприличной форме», «непристойные выражения» и т.п.
В связи с объективными трудностями доказывания неприличной формы унижения чести и достоинства представителя власти иногда назначаются судебно-лингвистические экспертизы.
Экспертиза назначается не для того, чтобы дать оценку лексическим средствам, а для того, чтобы определить, представляют ли они урон для чести и достоинства потерпевшего.
Термин «неприличный», содержащийся в уголовном законе, с точки зрения русского языка означает «противоречащий правилам приличия». Таким образом, понятие неприличности является родственным непристойному. Непристойность сложна в определении потому, что, во-первых, значение этого понятия существенно менялось в зависимости от эпохи, а во-вторых, носит национально-специфический характер. Непристойность – это ощущение крайней неуместности.
Использование нецензурной брани однозначно трактуется судами как «неприличная форма».
Вместе с тем, к нецензурной лексике в современном русском языке однозначно относятся только 5 слов и связанных с ними языковых единиц:
- нецензурные обозначения мужского полового органа;
- нецензурные обозначения женского полового органа;
- нецензурное обозначение процесса совокупления;
- нецензурное обозначение женщины распутного поведения;
- все образованные от этих слов языковые единицы, т.е. все языковые единицы, содержащие в своем составе данные корни.
Однако, суды нередко ошибочно интерпретируют понятие «нецензурный», например, районным судом нецензурными были признаны такие выражения, как «рыжий дебил» и «ментовская мышь».
Другие лексические единицы, не относящиеся к нецензурным словам (мату), но которые имеют неприличную форму, не имеют однозначного решения в судебной практике.
Например, неоднозначны такие слова, как «урод», «тварь», «козел», «мясник», «двурушник», «палач», «свинья», «осел», «корова», «прихватизатор» и др., которые иногда трактуются судами как неприличные, а иногда – нет.
Таким образом, в правоприменительной практике, все, что касается «неприличной формы», остается неоднозначным.
Состав данного преступления формальный. Наступление последствий от унижения чести и достоинства не требуется.
При определении момента окончания рассматриваемого преступления следует исходить из способов его совершения. Оскорбление, словесное или действием, считается оконченным преступлением в момент его высказывания, когда оно совершено непосредственно в присутствии потерпевшего, а в некоторых случаях – в момент, когда оно стало известно потерпевшему от других лиц или, например, при прослушивании аудиозаписи. То же самое и с оскорблением в письменной форме – оно считается оконченным, когда содержание письма, рисунка (изображения) становится известным потерпевшему или третьим лицам.
Субъективные признаки оскорбления представителя власти (ст. 319 УК РФ)
Анализируя характер вины при оскорблении представителя власти, следует отметить, что в уголовно-правовой науке по данному вопросу разногласий практически не встречается. Большинство авторов полагают, что оскорбление представителя власти может быть совершено только с умышленной формой вины.
Однако в отношении вида умысла – прямой или косвенный, с которым совершается оскорбление представителя власти, – единообразного представления в науке нет.
Следует поддержать большинство ученых-криминалистов, что оскорбление возможно только с прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает в неприличной форме действия, унижающие честь, достоинство и репутацию представителя власти, и желает совершить эти действия.
При оскорблении представителя власти лицо должно осознавать публичность унижения чести и достоинства представителя власти, выраженного в неприличной форме, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, его недозволенность, а также желать совершения указанных действии.
Вопрос о мотиве и цели данного преступления является дискуссионным. Одни авторы считают, что мотив и цель является обязательным признаком данного преступления – это унизить честь и достоинство потерпевшего. Однако часто оскорбление представителя власти совершается с такими мотивами, как противодействие законным действиям представителя власти, месть, ненависть, высокомерие и невыдержанность, хулиганство и др.
Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Представляется, что именно по достижении указанного возраста физическое вменяемое лицо начинает осознавать общественную опасность данного преступления.