Содержание:
- Понятие, происхождение и сущность сервитутов в римском праве
- Виды сервитутов в римском праве
- Основания возникновения и прекращения сервитутов
- Защита сервитутов в римском праве
Понятие, происхождение и сущность сервитутов в римском праве
Сервитут (servitus) в римском праве был одним из самых разработанных правовых институтов. Но правовое регулирование сервитутов осуществлялось медленно и постепенно, поэтому для каждой эпохи римского права оно имело некоторые отличия.
Само слово servitus обозначало «рабство вещи», ее «повинность», некое «служение вещи».
Сервитут – это права на чужие вещи в ограниченном объеме, и соответственно обязанность собственника терпеть эти ограничения.
Сервитут считается одним из древнейших вещных прав. Необходимость доступа к воде и определенный ландшафт местности в римском государстве обусловливали неизбежность прохода или прогона скота через чужие участки. Так возникали земельные сервитуты. В дальнейшем, по мере застройки Рима, где дома близко примыкали к друг другу, возникла необходимость в чем-то ущемлять права соседа, например, опираться на стену соседского дома, иметь доступ света (lumen) и вида (prospectum) – и так появились городские сервитуты.
Основные правовые особенности сервитута в римском праве:
- сервитуты как права относились к бестелесным вещам (res incorporales);
- сервитуты являлись вещными правами на чужие вещи (iura in re aliena), которые имели абсолютный характер, т.е. они защищались против всех, в том числе и собственника;
- сервитут был связан с вещью, а не с лицом (это «право не лица, а имения»); при смене собственника земельного участка сервитут не исчезал, а оставался. Но поскольку сервитут обязывает вещь, а не человека, собственник вправе бросить свою вещь (Д. 8.5.6.2);
- сервитут требовал пассивного поведения от собственника вещи (т.н. отрицательная модель поведения), который должен был терпеть (pati) и не делать (non facere): «природа сервитута не в том, чтобы кто-либо произвел какое-либо действие… но в том, чтобы лицо допускало что-либо или не делало чего-либо» (Диг. 8.1.15.1);
- сервитут должен приносить пользу (utilitas) господствующему участку, в противном случае он бесполезен;
- сервитут должен был использоваться с соблюдением интересов собственника вещи (по-граждански, обходительно, как следует поступать в общине) (Д. 8.1.9);
- участок, на который устанавливался сервитут – служащий участок, обязательно должен быть соседним с господствующим участком; такие участки не могли быть отдаленными друг от друга;
- сервитут не мог устанавливаться в свою пользу, т.е. собственники служащего и господствующего земельных участков должны быть разными лицами. Если собственником обоих таких участков становилось одно лицо, то сервитут погашался (Диг. 8.4.10).
- отчуждение сервитута было невозможно без отчуждения участка; сервитут нельзя было уступить, сдать в залог, в аренду и т.д.;
- сервитут был потенциально вечным; он не мог быть срочным или действие не могло ограничиваться определенным временем;
- сервитуты были неделимыми; сервитут распространялся на весь участок, а не какую-то его часть.
Виды сервитутов в римском праве
Деление сервитутов на вещественные (земельные) и личные, персональные (Д. 8.1.1) произошло только при Юстиниане. Именно в это время, в период составления Институций и Дигест, была проведена систематизация сервитутов.
Вещественные сервитуты назывались еще земельными (предиальными – servitutes praediorum), так как относились к земле.
В классический период была создана единая система земельных сервитутов (iura praediorum), которые были разделены на сельские и городские.
Все сельские сервитуты можно разделить на дорожные, водные и разные другие сервитуты.
К дорожным относились древнейшие:
- iter – право проходить пешком через служебный участок;
- actus – право проезжать на лошади;
- via – право проезжать на телеге.
К водным сервитутам относились:
- право проведения воды через служебный участок (aqua ductus);
- право черпания воды (aquae haustus);
- право поить скот на служебном участке.
К прочим сервитутам относятся:
- право пасти скот на чужом пастбище (так называемые пастбищные сервитуты);
- право добывания песка с чужого участка;
- право варить известь на чужом участке и др.
Примеры городских сервитутов:
- опирать постройку на чужую опору (servitus oneris ferendi);
- отводить дождевую воду через соседний участок (servitus stillicidii);
- проводить канализацию (servitus cloacae);
- надстраивать здание выше определенной высоты и тем загораживать вид соседу (servitus alus поп tollendi);
- застраивать окна соседа и т.д.
Личные сервитуты (s. personarum) – это пожизненное право пользования чужой вещью; ограничение права собственности в пользу конкретного лица.
Виды личных сервитутов:
- Узуфрукт – наиболее часто встречаемое право пользования чужой вещью, в соответствии с которым фруктарий имел право пользования (usus) и извлечения плодов (fructus) в отличие от собственника (проприетария) вещи, который был лишен этих прав [юристы говорили, что последний имел «голое» право]. Узуфрукт мог быть установлен на любые вещи – как недвижимые, так и движимые. Обладатель узуфрукта должен был пользоваться «по образцу хорошего хозяина» и извлекать из вещи плоды «сообразно с воззрениями честного мужа» (Д.7.1.13 pr). «Usufructus – это право на телесную вещь (ius in corpore), с исчезновением которой он по необходимости уничтожается» (Диг. 7.1.2.).
- Usus – право пользования вещью, плоды от нее служили только для личного пользования. Usus мог принадлежать нескольким лицам, но при этом, был неделим. Например, если в отношении стада коров установлен usus, то лицо могло пользоваться только навозом, не шерстью, ягнятами или молоком (либо умеренно).
- Habitatio – право на пожизненное проживание в чужом доме или части его. Пользователь мог сдавать свое право в наем, но безвозмездная уступка не разрешалась.
- Opere servorum vel animalium – пожизненное пользование чужими рабами и животными. Пользователь мог сам пользоваться ими или сдавать в наем.
Основания возникновения и прекращения сервитутов
Основания (способы) установления сервитута:
- Судебное решение.
- Частный договор между двумя лицами.
- В силу закона. Например, отец имел узуфрукт на имущество подвластного сына.
- Получение по наследству.
- По цивильному праву любой сервитут можно было установить перед судящим магистратом (in iure cessio), а сельские еще и посредством манципации.
Основания прекращения сервитута:
- Гибель вещи – как в буквальном понимании (например, уничтожение здания от огня (D. 7. 4. 5. 2)), так и в юридическом смысле, то есть выход вещи из гражданского оборота.
- Смерть лица, которому предоставлялся личный сервитут, или умаление его правоспособности – capitis deminutio – всех степеней.
- Путем отказа управомоченного в процессуальных формах уступки своего права собственнику (in iure cessio) (Гай. 2. 30).
- Истечение срока установленного сервитута.
- Изменение сущности вещи; слияние в одном лице собственника и пользователя личного сервитута (nemini (nulli) res sua servit).
- Путем погасительной давности. Личные сервитуты погашались в силу неиспользования – non usus – в течение 2 лет при недвижимостях и 1 года при движимых вещах.
Защита сервитутов в римском праве
Защита сервитутов осуществлялась специальными средствами:
- 1) конфессорным иском (actio confessoria), который применялся в двух случаях:
- для отражения притязаний юридического характера на сервитут со стороны третьего лица;
- для устранения препятствий фактического характера, мешавших использованию сервитута.
Таким образом, в конфессорном иске могли быть объединены все те требования, для реализации которых собственнику пришлось бы предъявить негаторный или прогибиторный иски . Истец должен был доказать свое право на использование сервитута, а ответчик под угрозой штрафа был обязан не чинить препятствия в его использовании.
- 2) интердиктами, которые условно подразделялись на дорожные, водные, водопойные и др. Например, с помощью судебного решения можно было получить доступ к неисправной дороге собственника, на которую установлен сервитут, чтобы ее отремонтировать.
- 3) узуфрукт, как и сервитуты, защищался абсолютным вещным иском, аналогичным иску собственника, — виндикацией узуфрукта (vindicatio ususfructus), направленной против проприетария или любого владельца.