Принцип разделения власти в Российской Федерации

Принцип разделения властей является одним из основных конституционных принципов. Этот принцип является общепризнанным во всем мире, и принимается за модель системы государственных органов практически во всех демократических государствах.

Свое начало данный принцип берет из теории разделения властей французского философа Шарля Монтескье. Согласно этой теории, для правильного управления государством необходимо создать условия, при которых власть не принадлежала бы одному лицу или органу, а разделялась бы между ними таким образом, чтобы ни один из них не смог ее узурпировать, т.е. сконцентрировать в своих руках. Иначе невозможно обеспечение свободы граждан.

Принцип разделения властей на практике означает, что существуют несколько видов (ветвей) власти, каждая из которых «занимается своим делом». Суд — судит, Парламент принимает законы, Правительство претворяет их в жизнь. Таким образом, эти ветви власти являются самостоятельными и как бы независимыми друг от друга.

На самом деле действует система сдержек и противовесов, когда все ветви власти оказывают влияние, контролируют, координируя друг друга, уравновешивают власть между собой. Таким образом обеспечивается определенное равновесие между ними, т.е. действует принцип разделения властей.

Принцип разделения властей является предпосылкой правового государства и верховенства права.

В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации, вся государственная власть разделяется на 3 вида (три ветви власти):

  • 1) Законодательная — основная функция — принятие законов. Это Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации); в субъектах РФ — собственные законодательные органы (Законодательные Собрания, Народные Собрания и т.д.).
  • 2) Исполнительная — основная функция — управление, претворение в жизнь законов. Это Правительство РФ и иные исполнительные органы и должностные лица на уровне Федерации и ее субъектов.
  • 3) Судебная — основная функция — правосудие, правоприменение. Это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, иные судебные органы, включая мировых судей.

Обратим внимание, что Президент Российской Федерации не относится ни к одной ветви власти, но при этом обладает значительными полномочиями во всех сферах. Президент РФ является гарантом Конституции РФ (ст. 80 Конституции РФ), т.е. в данном случае он как бы гарантирует, что принцип разделения властей в нашей стране будет соблюдаться.

Президент РФ имеет властные рычаги на все ветви власти: например, он может распустить Государственную Думу (п. «б» ст. 84 Конституции РФ), он назначает Председателя Правительства Российской Федерации (п. «а» ст. 83), а также председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83).

Конституция РФ 1993 г. в первоначальной редакции сделала явный крен в системе разделения властей в пользу президентской власти. Де-факто были созданы все необходимые условия для руководства и контроля за деятельностью Правительства РФ со стороны Президента. Сильному институту президентуры корреспондировало зависимое от него Правительство РФ и недостаточно сильный и авторитетный парламент.

После внесения поправок в 2020 г. дисбаланс немного был смягчен: Государственная Дума получила право утверждать по представлению Президента РФ Председателя Правительства РФ, его заместителей и большую часть федеральных министров.