Предупреждение насильственных преступлений в семье

Профилактика насилия в семьеНесмотря на все усилия субъектов систем профилактики, в последние годы количество бытовых преступлений в целом в стране возрастает. При этом, как известно, насильственные преступления в семейно-бытовой сфере характеризуются высокой степенью латентности. Это значит, что подавляющая часть таких преступлений (по статистике до 90%) остается не выявленной.

Согласно данным статистики:

  • 95% потерпевших от семейно-бытового насилия заявляют о том, что в их семье насилие происходит постоянно;
  • 28% посторонних лиц осведомлены о случаях семейного насилия над женщинами или детьми со стороны мужчин;
  • более 40% тяжких насильственных преступлений совершается в семье, т.е. жертвы семейно-бытовых конфликтов составляют наиболее многочисленную группу среди погибших и пострадавших от преступлений;
  • более 15% насильственных преступлений в семье были совершены с особой жестокостью, более 10% – с применением издевательств;
  • 16,5%, т.е. каждое шестое преступление совершено в отношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии (ребенка, престарелого, инвалида и др.).

Из все лиц, пострадавших от семейного насилия, только 10% обращались в полицию. Среди причин нежелания обращаться в правоохранительные органы:

  • неэффективность предпринимаемых мер (33%);
  • нежелание выносить конфликтную ситуацию на суд общественности (21%);
  • самонадеянность относительно возможности самостоятельного разрешения конфликта (20%);
  • страх мести со стороны семейного тирана (24%);
  • стыд (11%);
  • вера в то, что виновный исправится (10%);
  • незначительность причиненного ущерба или вреда (6%);
  • вера в семью и нежелание ее разрушения (5%).

Таким образом, происходит криминализация семьи, складывается особый образ жизни, при котором насилие становятся в российских семьях нормой поведения, «традицией», передающейся от одного поколения к другому.

Со стороны правоохранительных органов нередки случаи сокрытия обращений о фактах насилия в семье.

Субъекты предупредительной деятельности (органы внутренних дел и общественные организации) недостаточно используют профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений в сфере быта. Предупреждение этих преступлений возложено в основном на участковых уполномоченных полиции. Оперативно-разыскные возможности аппаратов служб криминальной полиции используется только по факту совершенного преступления. Не во всех субъектах России функционируют кризисные центры для женщин и иных членов семьи, пострадавших от насилия.

Особое внимание следует обратить на повышенную виктимность детей в семье. По статистике последних лет, каждое шестое преступление против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних совершено членами их семей или близкими лицами.

Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучных семьях предполагают осуществление различных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи. Однако, данная работа практически не ведется.

Помимо предупредительных мер, не менее важным является совершенствование законодательства. В частности, до настоящего времени в нашей стране не принят Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».

В мировой практике существуют два основных подхода к проблеме предотвращения домашнего насилия:

  • ресторативный – направленный на урегулирование конфликта и сохранение семьи, включающий товарищеские суды и принудительные программы медицинской и психологической помощи;
  • карательный – направленный на разрушение цикла насилия (англ. breaking the cycle of violence) путем расторжения отношений между конфликтующими сторонами. Карательный подход преобладает во многих странах с развитой законодательной базой и предусматривает различную меру ответственности за совершенное насилие в семье.

В профилактике насильственных преступлений необходимо использовать опыт ведущих зарубежных стран: доктрина «нулевой терпимости» к преступлениям, федеральный закон «О насилии в отношении женщин» от 2013 г. в США; школьные программы по профилактике насильственных преступлений (штат Флорида, США); деятельность Национальной службы экстренной связи по вопросам домашнего насилия в США; «стационарные будки» полиции и специализированные объединения в Японии; проведение масштабных акций (например, масштабные акции «Культура вместо насилия» в Италии) и т.д.

Важная роль в предотвращении насилия над женщинами, домашнего насилия и борьбе с этими явлениями в отдельных странах принадлежит Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия над женщинами и домашнего насилия и борьбу с этими явлениями, которая была открыта к подписанию 11 мая 2011 года в рамках заседания Комитета министров Совета Европы в Стамбуле (Турция).

В Конвенции провозглашается защита женщин от всех форм насилия, предусматривается международный механизм мониторинга имплементации ее положений на национальном уровне, создание государствами-участниками механизмов по защите и поддержке жертв домашнего и свидетелей всех форм насилия и др. Российская Федерации не ратифицировала данную Конвенцию.

Профилактика любых бытовых преступлений, помимо прочего, должна быть направлена на обеспечение неотвратимости наказания за совершенные деяния. Наказание должно удерживать от преступлений не только тех, кто уже привлечен к ответственности, и не совершит нового деяния, но и тех, кто склонен к совершению уголовно наказуемого посягательства.

Очевидно, что ориентация на карательную функцию закона не обеспечивает безопасности в семье. В связи с чем необходимы комплексные меры профилактики и воспитания:

  • программы экстренной и долговременной помощи жертвам насилия и семьям;
  • специальные программы просвещения;
  • консультирования и психокоррекции для виновника насилия, жертвы и других членов семьи, включая детей;
  • соединение усилий правоохранительных органов, судов, социальных служб, кризисных центров, общественных правозащитных организаций, образовательных и медицинских учреждений;
  •  координация усилий различных служб и комплексный подход к этой проблеме.