2020 год для России был связан, прежде всего, с вступлением в новую эпоху конституционного развития.
Изначально конституционные преобразования были инициированы в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г. В этот же день Президент РФ подписал Распоряжение «О рабочей группе по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации». В дальнейшем, в рекордно сжатые сроки был принят Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Следует отметить, что обсуждение поправок к Конституции РФ было достаточно дискуссионным, выявившим самые различные мнения политиков, ученых, простых граждан, которым не безразлична судьба страны: от полного принятия и их одобрения, что соответствовало официальной позиции политической элиты и высшего руководства страны, до критики содержания как самих поправок к Конституции РФ, так и тех документов, которыми обосновывается легитимность их разработки и вынесения на общероссийское голосование.
Вместе с тем, Конституционный Суд РФ признал поправки к Конституции РФ соответствующими Основному закону страны. Так, в Обзоре к соответствующему Заключению Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З высший орган конституционного надзора:
- отметил неполитический, надпартийный и внеконфессиональный характер поправок в Конституцию РФ;
- признал поправки об обнулении президентских сроков для действующего главы государства соответствующими Конституции РФ;
- признал не противоречащим Конституции РФ порядок вступления поправок в силу в части проведения общероссийского голосования.
После всенародного голосования (референдума) поправки к Конституции РФ в июле 2020 г. были одобрены 77,92% от всех проголосовавших граждан РФ.
Таким образом, с принятием поправок к Конституции РФ начался новый этап административной реформы в нашей стране, поскольку произошло изменение конфигурации системы публичной власти, формирование и корректировка перечня полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. При этом, в большей степени, перемены затронули именно органы исполнительной власти.
Какие поправки к Конституции РФ затронули органы исполнительной власти:
1. Изменился порядок формирования Правительства РФ. Так, после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства РФ освобожден от должности Президентом РФ. Толкование этого конституционного положения позволяет предположить, что изменение структуры федеральных органов исполнительной власти уже не будет рассматриваться в качестве реформирования, а превратится в ординарный рабочий процесс при смене на посту Председателя Правительства РФ.
2. Введено понятие «единство публичной власти». Примечательно, что название самого Закона о поправках к Конституции РФ уже отражает их суть – «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ.
Важнейшая идея, которая задает самостоятельное направление административной реформы, – это положение о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Поправка в п. «г» ст. 71 Конституции РФ дополнена словосочетанием «организация публичной власти». С организацией публичной власти связана реализация ряда поправок к Конституции РФ, касающихся полномочий Президента РФ и Правительства РФ и др. Понятие «публичная власть» напрямую связано с понятиями «государственное управление» и «государственное администрирование».
3. Конкретизация и дополнение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов. Реализация этих положений будет осуществлена, в том числе, и в плоскости административно-правового регулирования.
4. Усиление и конкретизация всех основных функций современного российского государства в экономической, политической, идеологической, культурной, социальной сфере, обороне и обеспечения безопасности государства.
Так, поправки к Конституции РФ коснулись положений:
- о государственном языке Российской Федерации;
- об обеспечении защиты исторической правды;
- о создании условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим;
- об уважении труда граждан и обеспечении защиты их прав, гарантированности минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
- о формировании системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержании ее эффективного функционирования, а также осуществления индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом;
- о гарантиях в соответствии с федеральным законом обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат;
- о создании условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества;
- при этом гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность и ряд других.
- Это приведет к определенным изменениям в организации реализации исполнительной власти во всех сферах государственного управления: административно-политической, экономической, социально-культурной, а также в области межотраслевого управления.
5. Совершенствование обеспечения национальной безопасности страны. На это, в частности, направлены следующие поправки:
- РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности;
- РФ, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство;
- РФ принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства;
- Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, и ряд других.
Предложенные поправки в Конституцию РФ во многом носят характер «ценностных ориентиров», определяющих на конституционном уровне направленность правового регулирования тех областей государственного управления, где требуется совершенствование его правовых и институциональных основ.
Практическая реализация конституционных поправок вызовет изменение правового обеспечения соответствующих областей государственного управления.
Таким образом, в настоящее время Россия вступила в новый этап административной реформы, вызванный конституционными изменениями.