История возникновения магистерских диссертаций
Еще несколько лет назад трудно было представить, что студенту для получения «корочек» о высшем образовании нужно будет написать и защитить диссертацию, пусть даже с уточнением «магистерская».
Введение диссертаций как одного из видов выпускных квалификационных работ начало внедряться в России с начала XXI века в связи с переходом на двухступенчатую систему высшего образования, включающую бакалавриат и магистратуру.
Такая структура обучения соответствует Болонской системе образования, давно и успешно функционирующей во многих европейских государствах.
Отметим, что само понятие «магистр» было известно в странах Европы еще в эпоху Средневековья. Россия отстала в этом направлении на целых шесть веков – только в начале XVIII века в нашей стране возникли отдельные институты бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Такая градация была введена, в первую очередь, для педагогов: бакалаврами были учителя школ и репетиторы, магистры и доктора преподавали в университетах.
Возможно, кого-то удивит, но магистерскую диссертацию пишут не только современные студенты. Выдающимся философом И. Кантом была написана именно магистерская диссертация на тему «Краткий очерк некоторых размышлений об огне». Русский историк и славянист, в будущем профессор СПГУ, В.И. Ламанский за свою магистерскую диссертацию «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» не только получил степень магистра, но и был награжден Демидовской премией – самой почетной неправительственной наградой России, которая, к тому же, выражалась в солидной денежной сумме.
В XVIII-XIX вв., помимо официального присвоения звания и возможности преподавания в университете, магистры наук автоматически становились коллежскими асессорами или статскими советниками, без обязанности сдавать для этого отдельный экзамен. Кроме этого, им присваивался IX класс в порядке государственной службы.
К слову, в те времена магистерская диссертация была необходимым условием получения «достоинства» магистра – ученой степени, которая в наше время соответствует ученой степени кандидата наук.
В дальнейшем институт магистратуры был упразднен советской властью в 1918 году.
Понятие магистерской диссертации в современное время
В настоящее время магистерская диссертация является одним из видов выпускных квалификационных работ.
Магистерская диссертация (от лат. — исследование, рассуждение) – это самостоятельное научное сочинение магистранта, над которым он работает, как правило, два года обучения в магистратуре.
Написание и защита магистерской диссертации является обязательным требованием для получения диплома второго уровня высшего образования — магистра.
В данной работе выпускник должен демонстрировать уровень соответствующей подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности по выбранному профилю обучения.
Магистерская диссертация:
- носит научно-исследовательский характер;
- отличается актуальностью заявленной темы, т.е. отражает какую-либо исследуемую проблему в аспекте ее значимости для решения современных теоретических и прикладных задач;
- показывает умение магистранта самостоятельно искать, систематизировать и анализировать научные и эмпирические источники по теме исследования, делать собственные выводы;
- имеет четкую структуру и завершенность, т.е. соответствует требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;
- содержит положения, выводы, рекомендации и предложения с опорой на новейшие научные результаты и данные практики;
- должна быть допущена к защите, пройти обязательное рецензирование и процедуру защиты перед членами Государственной аттестационной комиссии (ГАК).
Магистерская диссертация должна носить творческий характер. Такое требование содержится в рекомендациях вузов по написанию данной работы. Действительно, научный поиск неразрывно связан с процессом творчества автора.
Магистерская диссертация является высшей формой исследовательской письменной работы студента. Основная цель ее написания – систематизировать и углубить теоретические и практические знания магистранта в конкретной области знаний, а также показать умение выпускника анализировать и выявлять соответствующие проблемы, и обосновывать предложения по их разрешению.
Магистерская диссертация является первой ступенькой к научной деятельности, но в строгом смысле — это академическая, а не научная работа. Защита магистерской диссертации и получение диплома магистра не влечет присвоение выпускнику каких-либо научных званий. Предполагалось, что бонусом после получения диплома магистра станет возможность продолжить дальнейшее обучение в аспирантуре. Однако, в настоящее время, для того, чтобы стать аспирантом или соискателем необязательно заканчивать магистратуру, достаточно иметь «корочки» специалитета.
Если магистерская диссертация была выполнена качественно, на высоком научном уровне, то в дальнейшем, при обучении в аспирантуре, она может стать основой для написания кандидатской диссертации.
Требования к магистерским диссертациям
Студентов часто интересует вопрос: какие требования для магистерских диссертаций установлены по ГОСТу?
В настоящее время государственные образовательные стандарты в данной области принимаются на основании Приказов Минобрнауки РФ. При этом, для различных направлений подготовки магистров приняты соответствующие нормативно-правовые акты.
В частности, для магистерских диссертаций по праву такие требования установлены Приказом от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)».
Следует отметить, что на уровне ГОСТов требования к магистерским диссертациям изложены крайне скупо.
Например, относительно магистерских диссертаций по юриспруденции таких требований установлено фактически всего три:
- магистерская диссертация должна представлять собой логически завершенное исследование;
- работа должна быть выполнена студентом самостоятельно;
- в работе должны решаться задачи того вида деятельности, к которому готовится магистр по 7 профильным направлениям: правотворческая, правоохранительная, экспертно-консультационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская или педагогическая деятельность.
Обратите внимание! Минобрнауки РФ передало право устанавливать требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации, а также процедуре ее защиты непосредственно самим вузам.
Таким образом, высшие учебные заведения самостоятельно определяют требования к ВКР магистрантов, что обязательно нужно учитывать. На практике это приводит к существенным межвузовским различиям относительно требований к магистерской диссертации, что в некоторых случаях нивелирует разницу между магистерской и дипломной работой, а в других – между магистерской и кандидатской диссертацией.
Проблемы и перспективы института магистратуры в Российской Федерации
Современное положение магистров, как и система их подготовки в вузах, является крайне неопределенной.
С одной стороны, защита магистерской диссертации не влечет присвоения какой-либо научной степени.
С другой стороны, установленные на уровне вузов высокие требования к структуре и содержанию магистерской диссертации: оригинальность и уникальность работы, обязательность научной новизны, публичная защита диссертации и т.д., по сути, мало отличаются от требований, предъявляемых к кандидатским диссертациям. Однако успешная защита магистерской диссертации не дает тех преимуществ, которые имеют обладатели современных ученых степеней.
Кроме этого, остается до конца непонятным, в чем смысл двухгодичного обучения в магистратуре, если для работы достаточно высшего образования уровня бакалавриата.
Поэтому сегодня многими учеными и преподавателями высказываются мысли о необходимости реформировать институт магистратуры в России. При этом, рекомендуется учитывать дореволюционный опыт функционирования магистратуры в нашей стране, а также опыт некоторых зарубежных стран, в которых степень магистра – это ученая степень.
В перспективе возможно повышение статуса современных магистров, что не обойдется без усиления требований к магистерским диссертациям, а также всей процедуре получения соответствующего диплома. В научной среде высказываются предложения приравнять научные степени кандидата наук и магистра наук.
В то же время, есть и противоположная точка зрения – снизить уровень требований к магистерским диссертациям, поскольку к данной работе не могут предъявляться те же требования, что и к кандидатским диссертациям. Кроме этого, поставленное на поток обучение в магистратуре, после которого заниматься научной деятельностью идут единицы, не свидетельствует об эффективности второй ступени высшего профессионального образования и достижения тех целей, которые перед ней ставились изначально.