Адам Смит (1723-1790 гг.) — известнейший английский экономист и философ, один из основоположников рыночного подхода в экономике.
Его идеи были чрезвычайно популярны во всем мире, включая Россию, достаточно вспомнить пушкинского Евгения Онегина, который в периоды «русской хандры» «бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом».
Свои экономико-политические и философские идеи А. Смит изложил в двух выдающихся трудах: «Теория нравственных чувств» (1759 г.) и «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), которые фактически обессмертили его имя.
В первой книге А. Смит проявил себя как выдающийся философ-моралист, который предпринял попытку этически осмыслить окружающую его экономическую жизнь. Так, Адам Смит рассматривал экономические отношения людей именно с учетом особенностей их натуры, считая, что человек — это существо эгоистичное от природы, и поэтому его цели вполне могут противоречить интересам окружающих. Однако, люди все же ухитряются сотрудничать друг с другом ради общего блага и личной выгоды каждого. Следовательно, существуют какие-то механизмы («невидимая рука»), которые обеспечивают такое сотрудничество.
Вторая книга о «Богатстве народов» — монументальный труд А. Смита, который принес ему мировую славу, и по праву считается вершиной политической экономии и экономической мысли XVIII в. Это фундаментальное сочинение включает пять книг, каждая из которых излагает в систематизированном виде определенную концепцию в рамках трудовой теории стоимости и приводит конкретные социальные, исторические и практические примеры.
Считается, что в данном труде ученый, изложив свое видение проблем производства и распределения, дал теоретическое обоснование их решения в экономической политике, ответив на многие вопросы, волновавшие человечество еще с древних времен.
По мнению английского методолога и историка экономической мысли М. Блауга, А. Смит стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки». Об этом же говорит и профессор В.З. Баликоев, который утверждает, что «место А. Смита в экономической науке определяется уже тем, что он впервые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов, как систему экономических знаний».
Если физиократы полагали, что естественный порядок может реализовать просвещенный абсолютизм, т.е. законы и политика государства, то А. Смит считал, что естественный порядок сам по себе пробивает дорогу и иногда вопреки воле людей и государственных законов на основе хозяйственной выгоды и индивидуальных корыстных интересов.
Например, он считал, что любой человек, совершающий даже самую простую торговую сделку, не говоря уже о лицах, профессионально занимающихся бизнесом, думают только о своей выгоде и стремятся либо к сбережению средств, либо к обогащению. «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».
Таким образом, в своих исследованиях А. Смит использует модель «экономического человека» — индивидуума, основной движущий мотив которого эгоизм. Однако, в своих рассуждениях А. Смит пришел к парадоксальным выводам: будучи эгоистом и думая о своей собственной выгоде, это частное лицо способствует общественной пользе благодаря саморегулирующимся механизмам рынка, которые ученый называл «Творцом природы» или «Невидимой рукой».
Таким образом, «невидимая рука» — эта метафора, придуманная А. Смитом для характеристики саморегулирования рыночной системы. Влияние «невидимой руки» на экономические отношения вызывало у него восхищение, поскольку в результате возникал общественный механизм, так чудесно приспосабливающийся к задаче обеспечения «всеобщего счастья, всего рационального и благоразумного существования».
Из этого следует, что А. Смит был сторонником естественного порядка, что конкурировало с концепцией меркантилизма, ратовавшей за активное вмешательство государства в экономические отношения.
Несмотря на то, что А. Смит признавал эгоистичную природу человека, тем не менее, будучи философом-моралистом, он также полагал, что развитие рынка должно быть законным и справедливым, а для этого люди обязаны осуществлять действия, исходя из симпатии и заботы об иных людях.
Как же на практике функционирует механизм «невидимой руки»?
Имея свободу выбора, каждый человек приобретает/продает товары (услуги) сообразно своим предпочтениям и экономическим возможностям. Так возникает спрос и предложение, которые служат как бы мускулами «невидимой руки» и формируют равновесную цену.
Формирование равновесной цены формируется через конкретный инструмент — торги. Торги в виде сделок, биржевых сессий и аукционов способствуют установлению цен на конкретные товары на определенных рынках и, по сути, материализуют закон спроса и предложения.
Таким образом, равновесная цена — это осязаемое проявление закона спроса и предложения; а торги, инвестиции и инновации — «видимые» инструменты воздействия на товарную массу рынка.
Действие «невидимой руки» усиливает конкуренцию между производителями таких же и аналогичных товаров. Конкуренция представляет собой своего рода магнит, притягивающий действия производителей к требованиям и пожеланиям потребителей.
Сигналом активизации механизма «невидимой руки» служит размер прибыли в цене товара на рынке. Он предопределяет дальнейшие действия предпринимателя: расширение или сокращение производства и предложения определенного товара. Этот закон посредством изменения цены обеспечивает согласование объемов спроса и предложения товаров.
Однако А. Смит понимал, что идеальный механизм действия «невидимой руки» на практике невозможен, поскольку есть определенные препятствия для этого: монополизм, налоги и сборы, государственное регулирование цен, таможенные платежи, господдержка, госсобственность, аморальные поступки ряда субъектов рынка.
Таким образом, основная суть идеи «невидимой руки» А. Смита заключается в том, что люди, в конечном счете, продвигают общественные интересы через свой повседневный экономический выбор. Именно рынок, возникший в результате растущего разделения труда, как в рамках производственных процессов, так и во всем обществе, создал ряд взаимосвязей, способствующих социальному благосостоянию через индивидуальные мотивы прибыли.
В то же время, несмотря на важность и бесспорность отдельных положений теории «невидимой руки» А. Смита, следует признать, что саморегулирующие рычаги рынка не могут обеспечить решения многих важных вопросов, касающихся социального неравенства, общественных благ, защиты собственности, охраны окружающей среди, контроля за монополиями и т.п.
Значение теории Адама Смита о «невидимой руке» (рынка) несомненно, хотя среди ученых мнение об этой теории не так однозначно.
Например, многие выдающиеся ученые признают заслуги Адама Смита в экономике, отмечая, что:
- «идея невидимой руки была самой ценной находкой «Богатства народов», в которой выразился необыкновенный триумф Адама Смита, «поместившего в центр экономической теории систематический анализ поведения отдельных людей, преследующих собственные интересы в условиях конкуренции»;
- «невидимая рука согласовывает частные эгоистичные интересы с общественным благом»;
- «с точки зрения экономистов, невидимая рука выражает три взаимосвязанные идеи: «частные действия отдельных людей могут приводить к непредвиденным и непредусмотренным социальным последствиям», которые «гармонизируются в процессе взаимного продвижения интересов всех членов общества», порождающем «порядок».
Но есть и те, кто критикует его идеи:
- «невидимая рука — это совокупность ошибок для рыночной экономики»;
- это «ошибка Адама Смита, ставшая проклятием для последующего экономического анализа»;
- «большинство экономистов трактуют руку как невидимую, поскольку она сама по себе отсутствует на рынке».
По нашему мнению, такой плюрализм мнений обусловлен тем, что до настоящего времени в экономической науке ведутся острые дискуссии относительно механизмов управления и степени вмешательства государства в экономику. Поисками ответа на него заняты интеллектуальные усилия многих ученых, но однозначного ответа на данный вопрос пока нет.
Таким образом, идеи А. Смита имели важнейшее значение не только во времена его жизни, но и в настоящее время. Его теоретические изыскания в области основных понятий и категорий обогатили экономическую науку и не утратили своей актуальности.